Войти  |  Регистрация
Авторизация
Ремонт дорог – золотая жила властей

Ремонт дорог – золотая жила властейРемонт дорог – золотая жила властей.

Чиновники из Министерства транспорта и коммуникаций уверены: деньги, выделяемые на строительство дорог в Казахстане, расходуются эффективно, а тендеры проводятся честно. Однако население страны придерживается противоположной точки зрения.

Институт политических решений огласил результаты соцопроса Транспарентность деятельности Министерства транспорта и коммуникаций РК и его подведомственных региональных органов . В ходе исследования были опрошены представители малого и среднего бизнеса, сотрудники МТК и простые граждане.

Согласно данным, только половина опрошенных ( 50,8%) из 1 400 человек считает, что деньги, выделенные на дорожное строительство в Казахстане, используются эффективно.

В то, что средства расходуются по целевому назначению, больше других верят сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций: затраты эффективны , считают 62%, об обратном говорят 21% ( остальные с ответом затрудняются) , говорится в отчете по проведенному исследованию.

А вот представители бизнеса и населения страны более критичны в своих оценках: с тем, что выделенные средства используют по назначению, согласны 46,7% и 43,8%, несогласных немногим меньше 42,1% и 37% соответственно.

Как отмечается в итоговом документе, эффективность государственных затрат, по мнению респондентов, более заметна в реализации программы Дорожная карта ( 54%) и реконструкции дорог республиканского значения ( 54,5%). Эффективность использования средств при капитальном ремонте оправдывают 48,6%, с рациональным расходованием средств при среднем ремонте согласны 46,1% респондентов.

На вопрос Отвечают ли законодательству проводимые тендеры по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог республиканского значения? 34,5% респондентов ответили положительно, а 24,5% отрицательно.

Однако в разрезе групп картина меняется. На соответствие тендеров законам указывают в основном сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций 49,4%. И лишь каждый восьмой ( 12,2%) признает факт несоблюдения законодательства о государственных закупках. Представители других групп менее восторженны: о том, что закон нарушается, говорят 29,4% ( представители малого и среднего бизнеса) и 31,8% ( население) опрошенных респондентов. В законность проведения тендеров готовы верить меньше: 26,6% и 27,7% соответственно. 67% участников тендеров не отрицают практику откатов в сфере дорожного строительства. По оценкам всех трех фокусных групп, наиболее распространенный размер отката колеблется в пределах 10 30% от общей стоимости тендера. Так считают 40,2% респондентов. Одинаковое количество ответивших ( по 13,4%) определяют размеры откатов до 10% и более 30% от стоимости. Самым непопулярным ответом стал Откаты не распространены лишь 1,2% участников не воспользовались при проведении тендеров этой опцией.

Контроль в ущерб качеству.

Извечная проблема и по сей день не теряет своей актуальности, так как нет в Казахстане такой области или хотя бы города, где жители были бы полностью довольны качеством дорог. В ответ на недовольство народа власти сетуют на нехватку средств, халтуру подрядчиков, хотя и признают, что ведется пятиступенчатый контроль качества.

Много лет подряд казахстанцы задаются вопросом, почему одни дороги ремонтируются чуть ли не ежегодно бывает, и несколько раз в год ( если после того как асфальт был положен, выясняется, что нужно еще и трубы заменить), а на других десятилетиями ничего не происходит.

С просьбой решить эту проблему к премьер-министру страны Кариму Масимову в ходе интернет-конференции обратился житель Алматы.

Ежегодно из казны тратятся огромные средства на ремонт дорог. В народе уже есть примета: если свежий асфальт положили, значит, скоро дорогу раскопают. Государственные средства расходуются крайне неэффективно. Каждый год раскапывают асфальт, причем вполне сносный, по которому еще можно ездить. А вот дороги, которые требуют неотложного ремонта, почему-то не ремонтируют , пишет алматинец.

Вызывает недоумение применение технологий при строительстве дорог. Чиновники жалуются на погодные явления и перепады температур, которые портят дорожное полотно. Но в Казахстане есть дороги, которые уже пять лет не ремонтировались, а стоят как новые. Например, улица Фурманова в Алматы, которая используется очень интенсивно, тем не менее на ней нет ни колдобин, ни трещин. Явно там применялись какие-то современные технологии дорожного покрытия. Можете ли вы дать поручение ответственным лицам, чтобы все дороги в Казахстане строились по ГОСТу, образу и подобию улицы Фурманова? предложил автолюбитель из Алматы.

Однако на этот вопрос вместо премьер-министра ответило профильное министерство. Как выяснилось, на автомобильных дорогах страны при строительстве, реконструкции, капитальном и среднем ремонте действует система пятиступенчатого ( !) контроля за качеством дорожно-строительных работ.

Основная сеть автодорог республики построена в 70 80-е годы, из них до настоящего времени только на 20% проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту. В связи с ограниченностью выделяемых средств охватить капитальным ремонтом все разрушенные участки не представляется возможным. В целях недопущения полного разрушения техническое состояние поддерживается за счет текущего ремонта , поясняет Министерство транспорта и коммуникаций.

Однако только в 2011 году на ремонт и строительство автодорог было выделено около 340 миллиардов тенге. Цена же строительства одного километра дороги с твердым покрытием, к примеру, в Алматы колеблется от одного до двух миллионов долларов, а ориентировочная стоимость капитального ремонта километра дороги составляет около 100 миллионов тенге, среднего ремонта примерно восемь миллионов тенге и текущего ремонта 300 тысяч тенге. Но если учитывать, что в сфере дорожного строительства распространена практика откатов , то количество средств, затрачиваемых непосредственно на дорогу ( а следовательно, и ее качество), уменьшается в разы.

Другой причиной низкого качества дорог министерство называет подрядчиков, которые выполняют работы недобросовестно и не соблюдают все нормативно-технические требования.

В связи с этим ведется работа по выявлению таких подрядчиков для применения штрафных санкций и расторжения договоров с включением их в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, в соответствии с договорными обязательствами подрядчик представляет гарантии на пять лет по строительству и капитальному ремонту и два года на средний ремонт, все скрытые дефекты, появившиеся в данный период, устраняются за его счет , говорится в ответе МТК.

Менять асфальт и трубы одновременно невыгодно.

В чем секрет долголетия асфальта на улице Фурманова и можно ли синхронизировать ремонт дорог и замену коммуникаций? С этими вопросами мы обратилась к замначальника Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы Гани Мурзаханову.

По моему мнению, сделать так, чтобы ремонт дорог и замена коммуникаций проводились одновременно, неимоверно тяжело, так как трубы, проложенные под асфальтом, к моменту ремонта дороги могут не до конца отработать свой ресурс и их замена будет нецелесообразна с точки зрения затрат. Также из-за этого ремонт дороги занимал бы намного больше времени. Дело в том, что при замене коммуникаций существуют свои технологические особенности, которые необходимо соблюдать. Вот, к примеру, мы за месяц заасфальтировали улицу Сейфуллина, а представляете, если бы там еще и коммуникации менялись? Это бы заняло несколько сезонов.

Сейчас существует несколько видов ремонта дорог. Самый масштабный и дорогой это капитальный, когда улица расширяется, улучшается организация дорожного движения. После такого ремонта дорога полностью преображается. В 2010 году он проводился на улице Абылай хана, в этом году на улице Бокейхана. Еще есть средний ремонт, основная масса алматинских улиц ремонтируется именно так, при нем меняется только верхний слой ( слой износа) дорожного покрытия.

Что касается улицы Фурманова, на ней был применен щебеночно-мастичный асфальт, это новая для Казахстана технология, но в Европе ее практикуют уже лет 20. Но он использовался не только на улице Фурманова, с применением этого материала также были отремонтированы проспекты Абая и Абылай хана, улицы Розыбакиева и Желтоксан, в прошлом году участок проспекта Сейфуллина от проспекта Райымбека до улицы Сатпаева. А Фурманова и Суюнбая были первые, на которых в 2007 году мы апробировали этот материал. И пока за это время проблем нет, я думаю, что они выдержат без ремонта около шести-семи лет. Но этот вид асфальта целесообразно использовать в основном на магистральных улицах, так как он дороже в полтора раза, чем классический, причем для повышения качества дороги желательно применять его в ходе капитального ремонта, когда меняются два слоя дорожного полотна.

Газета Взгляд ( сентябрь 2011 г.

Добавлено admin 6-02-2017, 22:09 Просмотров:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.